История товарного знака

Товарный знак — это не просто рисунок, помещаемый на упаковке, а интересная область творчества и даже определенная система взглядов дизайнера — его лаконичное кредо.

Хотя добиться лаконичной выразительности очень и очень непросто (каждая линия — можно сказать, след седьмого пота). В доказательство предлагается описание основных этапов, которые один известный товарный знак прошел в процессе своего появления на свет.

Исполнитель

Данный товарный знак создал дизайнер
Илья Соколов,
нашедший свое призвание в той области графики, которая по совокупности требований, предъявляемой к этой деятельности, относится к самой трудной и элитной.

Заказчик и задача

Заказчик знака фирма «Центр М» — один из лидеров в производстве женских пальто элитного качества и высокого стиля дизайна. Исходя из этого, заказчик формулирует задачу — создать товарный знак, который выполнял бы не только функцию идентификации фирмы (что само по себе важно), но и представлял бы собой своеобразный корпоративный знак качества.

Знакомство

Заказчик не слишком внятно объясняет свои пожелания, но общие установки понятны: использование литеры «М», возможно в сочетании с литерой «Ц»; при этом фигурирует идея-фикс — размещение литеры «М» за словом «Центр», что имело место на печати фирмы.

Первые предложения

После получения задания и исходных стилевых установок первое, что приходит в голову, — это рисунок мазка кистью в виде буквы «М».

Первый вариант знака

Далее возникает весьма важный момент, когда дизайнеру необходимо решиться и «отбросить» исходную установку и начать исследовать предметную область и связанные с нею визуальные эквиваленты. На этом этапе придерживаются принципа: чем шире диапазон возникающих ассоциаций, тем лучше. Основное направление состоит в создании такого графического изображения, в котором простые элементы превращаются в некое новое единство, не сводимое к совокупности частей. Этот этап является самым сложным, и именно его определяют как муки творчества.

В результате больших трудов и непрерывных раздумий был найден вариант, ставший поводом и основанием для дальнейших изысканий, — сложная монограмма, призванная отразить и латинские и русские литеры С, m (Ц, м), к которым прицеплялась «лапка» швейной машинки.

Знак по имени «М»

Название фирмы — «Центр М». Кроме того, «М» — это модельер, модель. По понятным причинам, завязка на литеру «М» в поисках вариантов знака занимает одно из главных мест. На этом этапе и рождается вариант очень близкий к окончательному результату, по крайней мере, основная идея — та же. Осталось только долгими усилиями упростить ее.

Три полоски

На данном этапе произошел, наконец, переход количества в качество. Илья Соколов специально оформил маленький клочок бумаги, на котором впервые отчетливо была отражена идея, нашедшая свое воплощение в итоговом знаке.

Именно эта микроскопическая «почеркушка» стала результатом длительного поиска и одновременно началом окончательной разработки знака.

Итоговый знак

Три ритмичных наклонных полосы, как бы каллиграфически выполненных широким пером, можно ассоциировать с литерой «М», но также с отрезами швейного материала, отглаженными лентами, острыми швейными иголками и прочим.

Тяжелое для изящной графики название "офранцужено" использованием диакритического знака над символом "Е", который тактично и изысканно рифмуется с полосками знака. Созданный знак приобретает другие важнейшие качества: естественную простоту, уникальную ритмику, современный вид, кроме того, он легко запоминается.


Краткий текст статьи опубликован
в газете "ЗНАК", 1, 2000

Полный текст статьи смотрите в книге
Adobe InDesign: верстка и дизайн

 

Hosted by uCoz